В ДК «Судженский» состоялось награждение победителей городского конкурса «Лучший исполнитель эстрадной песни-2020».
Из-за сложившейся обстановки с короновирусом конкурс проходил в режиме онлайн. Каждый участник (а их было 26) представил на суд компетентного жюри видеозаписи двух песен. Одна из них, по условиям конкурса, посвящалась 75-летию Великой Победы.
Ежегодно в этом состязании участвуют и воспитанники нашей музыкальной школы №19. В этом году школу представляли юные музыканты, занимающиеся у меня и хореографа В.Е. Корнеевой. Мы очень ответственно отнеслись к выбору песен о войне. Долго и кропотливо выбирали репертуар. Одна из заповедей вокалиста –проникновение в песню всей душой. На мой взгляд, у нас все получилось!
Мария Горюшина второй год подряд стала лауреатом первой степени. Никого не оставило равнодушным ее исполнение песни «Калина» (музыка О. Морозова, слова П. Черняева) – о погибшем дедушке, который перед уходом на войну посадил куст калины, и родные, глядя на деревце, берегут в своих сердцах память о родном человеке.
Софья Егорова представила «Песню о маленьком трубаче» (музыка С. Никитина, слова С. Крылова) – о подвиге юного смелого музыканта и стала лауреатом первой степени в средней возрастной группе.
Кристина Муковникова, выступая в старшей группе, поведала историю о судьбе многих женщин во время войны – невест, жен и вдов – песней «Рябина» (музыка А. Колкера, слова К. Рыжова). Ее результат – диплом лауреата второй степени.
Победитель конкурса будет объявлен на Дне города. Тогда же ему будет вручен Гран-при и гран Главы города.
ОТ всей души поздравляем наших учеников и их родителей с удачным выступлением. Мы гордимся вами! Вы – лучшие!
15 февраля 2020 г. в Кемерово в ДК имени 50 лет Октября прошел 1 отборочный этап ХIХ регионального фестиваля-конкурса солдатской песни «Виктория», посвященный 75-летию великой Победы. Учредителем конкурса является департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, организатором – государственное автономное учреждение культуры «Кемеровский областной центр народного творчества и досуга» (ГАУК «КОНЦТД») при участии – Кемеровской областной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана». Конкурс солдатской песни имеет многолетние традиции, на протяжении многих лет собирает преданных слушателей и исполнителей военно-патриотической песни, пользуется огромной популярностью в Кузбассе. Он направлен на пропаганду и сохранение героических подвигов и боевых традиций воинов Российской Армии, ветеранов Великой Отечественной войны, защитников Отечества, на воспитание у будущих защитников Отечества высоких патриотических, морально-этических качеств, верности военной присяге и своему гражданскому долгу.
Конкурс проводится в III этапа. Заключительный этап – гала-концерт лауреатов Конкурса состоится 9 мая 2020 г. в Парке Победы им. Г.К. Жукова г. Кемерово. Выступление участников оценивает жюри, в состав которого входят квалифицированные музыканты, деятели культуры и искусства Кемеровской области. Критериями отбора служат полнота раскрытия темы конкурса, высокое исполнительское мастерство, создание художественного образа.
Музыкальную школу №19 в конкурсе представила Кристина Муковникова – воспитанница преподавателей Ларисы Геннадьевны Липовцевой и Веры Евгеньевны Корнеевой. Кристина выступила с «Песней о маленьком трубаче» музыка С. Никитина на слова С. Крылова, ярко передала художественный образ. Кристина была награждена дипломом. Пожелаем Кристине пройти строгий отбор и принять участие в Гала-концерте.
Я люблю!!! За спиной вырастают крылья, душа поет, сердце бьется учащенно. И неважно, на кого или на что направлена любовь. Она адресована всему миру! Любовь вдохновляет и поднимает над повседневностью, радует и волнует, изменяет мир и людей в этом мире.
В течение двух месяцев в Кузбассе проходила акция под девизом «Я люблю музыку!» и музыканты Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Анжеро-Судженского городского округа «Музыкальная школа №19» стали активными участниками этого события. Преподаватели, учащиеся, родители радовались новым встречам с искусством и дарили его горожанам. В рамках акции прошел целый ряд ярких событий: концерты ансамбля аккордеонистов, оркестра русских народных инструментов, учащихся народного отделения, класса флейты и эстрадного вокала. Изюминкой акции стало то, что не только слушатели приходили в концертные залы, но и артисты шли к слушателям, привлекая внимание к классической музыке в необычных местах – торговых центрах, студенческих аудиториях. Учащиеся класса флейты и преподаватель Юлия Баскакова выступили в торговом центре «Сити». Преподаватель школы, музыковед Анна Литвиненко дважды встречалась со студентами Педагогического колледжа и знакомила их с абсолютно разными по языку, но одинаково интересными и красивыми культурными явлениями – музыкой современных российских композиторов к произведениям Ф.М. Достоевского и музыкальными сочинениями театральных деятелей – актеров, режиссеров, сценаристов. Музыкальная гостиная «Дети Мельпомены» подготовлена в честь года театра и неоднократно проводилась на различных сценах города. Были организованы просмотры музыкальных гостиных «Перед нами гении!», подготовленные в разные годы.
Современные цифровые технологии предоставляют новые возможности общения с мировыми деятелями музыкальной культуры. Открытие виртуального концертного зала в нашем городе – яркое подтверждение этому. Продолжением виртуального общения с профессиональными музыкантами и педагогами М. Казиником, Д. Кирнарской, В. Спеваковым и другими стали просмотры записей их выступлений. Просветительская часть акции «Музыкалка в тренде», адресованная учащимся и их родителям, отвечала на вопросы: что дает обучение в музыкальной школе, какими преимуществами обладает человек, занимающийся искусством по сравнению с остальными, профессиональные перспективы выпускников музыкальной школы.
Во все времена актуальны размышления на тему воздействия музыки на человека. Еще Платон утверждал: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». Французский писатель Ромен Роллан говорил: «Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его».
Участники всекузбасской акции «Я люблю музыку!» очень хотели передать свою любовь к искусству и музыке в частности и поделиться тем богатством, которое дает общение с музыкой.
«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия!» А.С. Пушкин.
О. Гаврилова, зам. директора по учебно-воспитательной работе
Окончание первого полугодия учебного года традиционно знаменуется проведением отчетных концертов. В Музыкальной школе № 19 решили проводить подобные концерты по отделениям и творческим коллективам. 22 декабря прошел отчетный концерт оркестра русских народных инструментов учащихся школы «Таланты рядом с нами». Да, именно таланты! И мы это доказали: учащиеся школы не только играют на гитаре, фортепиано, аккордеоне, но и успешно осваивают оркестровые инструменты, такие как балалайки альтовые, прима, домры басовые и другие.
Руководитель коллектива Любовь Сергеевна Кинева познакомила родителей и всех присутствующих с историей возникновения оркестра, рассказала о каждом его участнике. В концерте прозвучали произведения зарубежных, русских, современных композиторов и обработки народных песен не только в исполнении оркестра. Учащиеся продемонстрировали свое мастерство, исполняя сольный репертуар. Родители громко аплодировали Александру Готфриду, Юлии Рафиковой, Анне Крючковой, Михаилу Анисимову, Сергею Кузнецову. А Арина Родина и Максим Сиводеров сыграли дуэтом. И пусть были небольшие ошибки в выступлениях учащихся – это не страшно, ведь у ребят впереди еще несколько лет учебы в музыкальной школе. А это значит есть возможность совершенствовать свое исполнительское мастерство.
Л.С Кинева,
Директор музыкальной школы №19
Может ли человек прожить без музыки? Думаю, ответ очевиден: не может. Людей, исключивших из своей жизни музыку, практически не существует. В душе каждого человека живет музыка. Она помогает за несколько мгновений понять величие вечности, показывает человеку возможности его души, учит фантазировать и мечтать. Правда, не каждый научился ее слышать, воспринимать и понимать. Музыка – это жизнь. В каждом случае она своя: радостная, грустная, тихая, громкая, бодрая, и всякая разная. Такую разную, нервную и суетную нашу жизнь Музыка организует по-доброму, красиво и гармонично. Переступивших порог в мир искусства ждет неповторимая атмосфера: музыкальные звуки, запахи, удивительные истории, интересные люди.
Многие родители ведут своего малыша в музыкальную школу в надежде, что она научит ребенка понимать законы красоты и гармонии.
Жизнь здесь кипит: концерты, встречи, праздники. И труд, упорный труд, изо дня в день. Все расписано по минутам и по нотам. Маленький человек выбирает свое место в этом незнакомом мире: кто-то, ненадолго заглянув, проходит мимо, кто-то останется в нем на всю жизнь…
Восемь лет назад порог Детской музыкальной школы №19 перешагнула маленькая девочка с большими глазами, хрупкими ручками и светлой душой. Музыка привлекла ее настолько, что она с упоением стала учиться играть на рояле и узнавать, какие тайны скрываются за нотными знаками и что хотят рассказать музыкальные звуки. Сейчас малышка выросла и повзрослела. Но тайны музыкальных звуков, великих композиторов и их бессмертных творений интересуют ее до сих пор. Зовут этого человека Ангелина Галковская. Накануне выпускного вечера хочется немного рассказать о ней. Кроме музыкальных способностей, она обладает качествами характера, о которых мечтают многие люди и постарше. Трудолюбие, терпение, целеустремленность, самообладание позволили ей с первых лет обучения участвовать и побеждать в многих престижных музыкальных конкурсах. Сухие цифры красноречивее многих слов: Ангелина участвовала в 35 конкурсах, во всех становилась лауреатом или дипломантом. Только в течение 2018-2019 учебного года успешно выступила в 6 конкурсах. Особенно успешными для нее являются Межрегиональные конкурсы музыкантов им. М. Вернера, которые проводит общество Российско-германской дружбы. Неоднократно завоевав Гран-при этого состязания, Ангелина получила почетное право выступить на лучших концертных площадках России и Германии. Она приняла участие в концертах, проходивших в рамках XIII Форума российских немцев, которых был посвящен 50-летию современного общественного движения немцев. В работе Форума приняли участие более 500 гостей из 57 регионов России и стран СНГ. В 2017 году Геля приняла участие в «Музыкальной неделе в Германии», которая проходила в городе Штутгарт.
Кроме участия в конкурсах, Ангелина много выступает в концертных программах перед горожанами. Она – участница творческого проекта «Музыкальное путешествие», цель которого – не только познакомить горожан с произведениями музыкального наследия разных эпох и стилей, на и помочь понять их смысл, познакомить слушателей с композиторами и историей создания музыкальных шедевров.
Победы и достижения ученика – труд и радость его педагогов. Все годы учебы помощником, советчиком, вдохновителем, редактором и судьей для Ангелины была ее преподаватель специальности Людмила Андреевна Красовская. Немаловажную роль в становлении пианизма сыграла куратор – преподаватель Кемеровского областного музыкального колледжа Ж.В. Олейникова. Она помогает в выборе программы и планировании конкурсных выступлений, контролирует музыкальное развитие Ангелины. Музыкант – не только часы за инструментом, но и эрудиция, и кругозор, и объем теоретических знаний. Поэтому было бы несправедливо не назвать еще нескольких педагогов, кто помогает состояться юному музыканту. Это преподаватель музыкальной литературы А.А. Литвиненко, сольфеджист Т.В. Загидулина, преподаватель хора И.А. Земцова.
Музыкальная школа помогает решить одну из важных задач в жизни - выбор профессии. Ангелина мечтает продолжить карьеру музыканта и готовится к поступлению в Кемеровский областной музыкальный колледж. Очень хочется верить, что Ангелина успешно продолжит обучение профессии и принесет пользу и славу своей стране и своей малой родине, продолжит незримую нить поколений, поможет сохранить и преумножить те добрые зерна, которые она получила в школе.
О. Гаврилова, заместитель директора по УВР
Российское музыкальное образование создавалось в середине XIX века крупными личностями – композиторами, исполнителями, дирижерами Антоном и Николаем Рубинштейнами, Милием Балакиревым. Эти люди понимали, что музыкальное просвещение и образование необходимы России, должны быть доступны любому желающему. Поэтому наряду с первыми консерваториями создавались другие музыкальные учебные заведения – школы и училища, созданные по линии Русского Музыкального Общества. Также открывались частные музыкальные школы. Расширялась география музыкального образования – учебные заведения были не только в столицах, но и в Одессе, Киеве, Харькове, Твери и других крупных городах.
В Советском Союзе сформировалась трехступенчатая структура музыкального образования. Первую ступень образовали детские музыкальные школы, вторую – училища, и третью, высшую – консерватории. Были также школы 10-летки, совмещающие 1 и 2 ступени. В этой системе одарённые дети имели реальную возможность обучения. И получения профессии музыканта.
В лихие 90-е стране стало «не до песен», и музыкальные школы стали выживать любым путем, что отразилось на качестве образования. В настоящее время Российская Федерация возрождает утерянные позиции и восстанавливает высокое качество отбора и подготовки музыкантов – исполнителей, композиторов, дирижеров, музыковедов, преподавателей. На государственном уровне приняты программы развития отрасли, разработаны Федеральные государственные требования к качеству подготовки выпускников всех звеньев образовательной цепи. В Приказе Министерства образования о науки РФ от 29 августа 2013 года N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Сказано, что целью дополнительного образования, и музыкального в том числе, является удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; профессиональную ориентацию учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся.
Но, к сожалению, за время выживания было утрачено целое поколение молодых музыкантов и педагогов, снижен авторитет и престиж профессии. Поэтому в средних специальных учебных заведениях остро встал вопрос количества абитуриентов и качества набора студентов. Преподаватели Кемеровского областного музыкального колледжа разработали систему кураторства – одаренных детей музыкальных школ выявляют в «нежном» возрасте и сопровождают на протяжении всего периода обучения в музыкальной школе.
На протяжении ряда лет в музыкальную школу №19 приезжают преподаватели Кемеровского областного музыкального колледжа Жанна Вячеславовна Олейникова, Вера Васильевна Кобылянская, Елена Владимировна Игнатьева. Они работают с ребятами, дают советы и наставления, помогают им при подготовке к концертным и конкурсным выступлениям, консультируют преподавателей по вопросам подбора репертуара. Целый день, проведенный в школе кураторами, становится важным событием в жизни учеников и преподавателей.
Важно отметить, что эти люди являются представителями колледжа на выпускных экзаменах в школе. Поэтому, заранее познакомившись с членами экзаменационной комиссии, ребятам психологически легче выходить на сцену или отвечать по билету. Выпускникам, которые хотят продолжить обучение в среднем профессиональном учебном заведении, проводятся совмещенные выпускные и вступительные экзамены.
Обязательная часть работы кураторов – беседы с учащимися старших классов и родителями о профессиональной ориентации ребят.
Отрадно заметить, что количество выпускников, решивших продолжить обучение музыке, год от года, пусть и невелико, но стабильно. Только в 2018 году в средние специальные учебные заведения поступили трое наших выпускников – Ксения Данн, Влада Мыцык, Заканчивает колледж и мечтает продолжить учебу в консерватории Максим Пряжкин, после окончания колледжа в Кемеровском государственном институте культуры учится Юлия Прокофьева.
Еще до того как человек решится с выбором профессии, юные музыканты – учащиеся школ, имеют возможность попробовать свои силы. Для этого ежегодно проводятся различные исполнительские конкурсы, олимпиады по теоретическим дисциплинам. Ежегодно в кемеровском областном музыкальном колледже проходят особенные концерты-смотры учащихся старших классов фортепианных отделений Детских музыкальных школ и школ искусств «Пробуждение». В прошлом году нашу школу достойно представили Анна Куликова, Ксения Данн, Ангелина Галковская, Дарья Финенко, Ангелина Соловых.
21 февраля 2019 года прошел совместный концерт учащихся музыкальных школ области и студентов колледжа «Наполним музыкой сердца». На одной сцене выступили и те, кто еще определяется с выбором, и те, кто уже прошел определенный путь на профессиональном пути. Для учащихся школ это и большая честь, и большая ответственность. Оценка профессионалов пристрастна и придирчива. Да и волнения гораздо больше – незнакомый инструмент, чужая сцена, полный зал публики. Преодоление исполнителем волнения и страха, творческий подъем и полет вдохновения – это тоже про концерт. Что же заставляет ребят выходить на сцену? Потребность в творческой самореализации и проявлению уникальных личностных качеств, стремление к счастью, желание использовать весь свой потенциал, желание сделать то, к чему чувствуешь предназначение, стать тем, кем хочешь. – вот побудительные причины. Реализуя себя, свои стремления, используя свои возможности, строя свою жизнь, человек растет, развивается, строит свою личность.
Все сказанное в полной мере относится к Ангелине Галковской и ее преподавателю Людмиле Андреевне Красовской. Они представили Музыкальную школу №19 на этом концерте. Ангелина – человек, закаленный сценой. 7 лет подряд она является победителем и лауреатом международных конкурсов «Сибирь зажигает звезды» «Закружи, вьюга», «Сибириада», межрегионального конкурса имени М. Вернера. По приглашению немецкого общественного движения она неоднократно выступала на крупнейших концертных площадках Москвы, участвовала в «Музыкальной неделе в Германии». Понятно, что за успехами стоит гигантский труд педагога и ученицы, труд без выходных и каникул, труд, требующий полной самоотдачи и много-много времени. Участие в концерте – это и демонстрация высокого уровня мастерства, и этап подготовки к предстоящим конкурсным выступлениям, возможность получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень исполнительской культуры.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что обучение музыке и другим искусствам - способ наполнения личности духовным, нравственным и эстетическим содержанием, который направлен на ценностно-смысловое постижение окружающей действительности и самого себя. Это еще одна возможность интересно провести время, большая радость, стимул идти дальше к новым достижениям. Развитие в ребёнке творца, его воспитание в эстетическом плане, творческий подход к своей жизни, стремление во всём быть самим собой, готовность к изменениям в лучшую сторону, использование своего творческого потенциала – приобретение этих качеств наполнит жизнь смыслом и поможет в дальнейшем быть успешным в любой области деятельности.
О.Ю. Гаврилова,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Год 2018 не только Юбилейный для нашей музыкальной школы № 19. В этом году коллектив школы отмечает ещё одну значимую дату - пятидесятилетие трудовой деятельности Ольги Александровны Миндриной - удивительного человека, обаятельной женщины и любимого многими преподавателя. Как и большинство в нашем дружном коллективе, Ольга Александровна сама училась в родной музыкальной школе. Окончив её по классу фортепиано в 1968 году, осталась обучать ребят игре на любимом инструменте, параллельно продолжая учебу в Барнаульском музыкальном училище у М.Т. Стюхина. Беседуя с Ольгой Александровной Миндриной, я задала вопрос: «Что для Вас работа в музыкальной школе?» И тут же услышала энергичный и очень искренний ответ: «Моя жизнь!» Сама Ольга Александровна призналась, что если бы не деятельность музыканта, то, скорее всего, могла бы стать модельером. От коллег знаю, что и мама Ольги Александровны прекрасно шила, и сама она унаследовала этот дар. Коллеги отзываются о её способностях и таланте словами поговорки: «…На семерых рос, а одному достался». Завуч школы Ольга Юрьевна Гаврилова отмечает: «Она одна из тех счастливых людей, кто не только освоил основы ремесла, но обладает полётом фантазии, вкусом. Она видит соответствие фасона и фигуры, ткани и фасона, вещи и человека. И многие близкие люди с радостью носят вещи «От Ольги Александровны». О.А.Миндрина - мастер на все руки! Её фирменный торт «Киевский» вызывает восторг у того, кто хоть раз его попробовал. Она в курсе всех хозяйственных новинок в магазинах домашних товаров. Опробовав новинку сама, она обязательно расскажет о ней, покажет, ещё возьмет на себя труд купить всем желающим. Благодаря Ольге Александровне жизнь наших музыкальных хозяюшек на кухне гораздо приятнее!» Когда я спросила Ольгу Александровну о жизненном CREDO, та, подумав, ответила: «Жить по совести. Преодолевать трудности. Помогать людям». Может и немало найдется людей, кто считает это и своей жизненной позицией. Но не о каждом скажут, что его слова не расходятся с делом! Ольга Александровна – одна из таких редких людей. Не найдется ни одного человека в нашем коллективе, кто не упомянул бы о щедрости её души, которую она дарит всем окружающим. Она внимательна не только к своим ученикам, коллегам – помнит дни рождения, важные события в жизни друзей. Она внимательна к памяти ушедших родных и близких, к памяти коллег. В дни поминовений на столике в учительской обязательно окажутся печенье, конфеты, чтобы каждый мог помянуть добрым словом, доброй мыслью всех наших ушедших в мир иной дорогих сердцу людей. Про Ольгу Александровну коллеги и друзья говорят, что она – двигатель прогресса, где бы ни появилась, окружающая обстановка улучшается, обстоятельства подчиняются воле! Она сама водит автомобиль, очень ответственно и разумно. На вопрос «какую музыку предпочитает слушать в машине?» ответила совершенно серьёзно: «Никакую. За рулём не отвлекаюсь, музыку не слушаю». А не за рулём любит слушать музыку С.В.Рахманинова, Ф.Листа, Н.А.Римского-Корсакова, и вообще ей близка классика русской композиторской школы. Очень любит и ценит талант пианиста Дениса Мацуева. Следит за новинками в области массовой культуры, особенно выделяет творчество И.Крутого, следит за его сотрудничеством с выдающимися исполнителями мира. За полувековой период трудовой деятельности столько ребят и девчат прошло через её чуткие руки, её отзывчивое сердце! Томское музыкальное училище закончила её выпускница Наталья Папелло, в музыкальной школе № 56 - Елена Томина, в нашей музыкальной школе бок о бок с бывшим педагогом работает Светлана Мухутдинова – заведующая фортепианным отделением. В городе хорошо знают и любят детский хор ДК «Центрального», которым многие годы руководит ученица О.А.Миндриной - талантливый дирижер В.Г.Чередникова. За многолетний добросовестный труд О.А.Миндрина награждена Почетной грамотой Министерства Культуры Российской Федерации. А в заключении я хотела бы привести отзыв о своем преподавателе одной из её учениц и теперь уже коллеги С.С.Мухутдиновой. «В жизни каждого человека наступает момент принятия важного решения, которое определяет его дальнейший путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, является таковым. Я выбрала профессию учителя музыки неспроста. Есть чудесный человек - Ольга Александровна Миндрина. Это моя любимая учительница, а теперь коллега, наставник и друг. Не хватает слов, чтобы выразить свою признательность. И я счастлива, что на моём жизненном пути встретился такой Учитель! Школа стала для меня вторым домом, а Ольга Александровна – мудрым наставником, доброжелательным, чутким и внимательным. Ольга Александровна – человек неравнодушный к людям, а особенно к детям, вкладывающий своё сердце в дело, которому посвятила всю свою жизнь. Порядочность, доброта и мягкость, стремление проникнуться заботами о других, оказать помощь, содействие нуждающимся - вот что всегда характерно для неё. Чтобы заслужить уважение окружающих, не обязательно совершать какой-нибудь подвиг, достаточно добросовестно относиться к тому, что мы называем профессией Учитель». Наш коллектив желает О.А. Миндриной оставаться такой же оптимистичной, не терять интереса к жизни и любимому делу, здоровья и ещё много талантливых учеников на много-много лет!!!
А.А.Литвиненко музыковед-преподаватель, руководитель лекторской группы «Лира» МШ № 19
Для любого творческого человека встреча с талантом - большая радость и счастье! Потому что всё, что сделано талантливым человеком, сделано красиво, одухотворенно, с душой. А огромного диапазона и спектра чувств, эмоций хватает на всех, кто оказался рядом и был свидетелем творческого процесса.
Именно с таким человеком 7 мая в 15.00 ч. произошла встреча учеников и преподавателей в концертном зале музыкальной школы № 19. С сольным концертом приехал в свою родную школу Максим Пряжкин - Лауреат Международных и Всероссийских конкурсов «Закружи, вьюга», «Сибирь зажигает звезды», «Сибириада» и др. Сейчас он студент 3 курса Кемеровского Областного музыкального колледжа, влюбленный в музыку, готовый часами заниматься за фортепиано, нарабатывая ловкость, изящество, оттачивая мастерство.
В концерте, посвященном 80-летнему Юбилею музыкальной школы, который состоялся 20 апреля в ЦДК, прозвучала в его исполнении Баллада № 1 польского композитора Фридерика Шопена – одно из сложнейших концертных произведений не только в техническом, но и в образном плане. Это был его подарок родным преподавателям и юным музыкантам. Под огромным впечатлением тогда оказались не только профессионалы -музыканты, но и горожане, пришедшие на концерт.
И вот, вновь встреча с прекрасной музыкой в исполнении Максима Пряжкина. В этот раз он привез большую и разнообразную программу из произведений И.С.Баха, Л.Бетховена, А.Н.Скрябина. Когда звучала Прелюдия и фуга Баха, в зале стояла звенящая тишина, казалось, слушатели перестали дышать, чтобы её не нарушить. БАХ ГОВОРИТ! Максиму удалось повести с собой, сделать так, чтобы весь зал стал вместе с Бахом мыслить!
В этой Священной тишине прозвучала и соната № 7 Бетховена, и Прелюдия № 1 Скрябина из соч.25, и полюбившаяся слушателям Шопеновская Баллада № 1, после которой зал взорвался аплодисментами и криками «браво!!!» Мне, как ведущей концерта, были хорошо видны со сцены лица, сидящих в зале взрослых, ребят самых разных возрастов: они светились радостью, улыбками восхищения – зал чувствовал себя одной семьёй, причастной к чему-то огромно-прекрасному!
Кульминацией выступления стали произведения любимых для Максима композиторов-романтиков Ф.Шопена и Ф.Листа – концертные этюды повышенной сложности. Это поистине огромные музыкальные полотна, с глубоким эмоциональным содержанием, высокой степенью темпераментности, требующие невероятной самоотдачи и выносливости! Конечно, были слова благодарности и признательности от коллег, много цветов и подарков – зрители щедро вознаградили человека, от всей души подарившего им целый мир музыки, настоящей и прекрасной! Юные ученики, делясь впечатлениями, заметили, что когда так играют, то становится понятно, почему рояль называют королём всех инструментов.
А моя душа просто пела от радости за этого одаренного, талантливого юношу! Было очень жаль, что формат концерта не позволил включить собственные сочинения Максима. Во время совместной репетиции, которая прошла накануне концерта, Максим показал мне ряд своих экспромтов и импровизаций. Одна из них особенно тронула сердце – умно, содержательно, виртуозно! Надеюсь, что в последующие концерты он решится включить и свои опусы в список исполняемых произведений.
Пожелание было у всех одно: «Максим, приезжай к нам ещё! Порадуй нас своей новой программой!» Не зря говорят, что успех у творческих людей складывается из двух категорий: талант плюс труд. И Господь даёт по труду, и люди ценят - Максим стипендиат Губернаторского культурного центра «Юные дарования Кузбасса». Удачи ему на тернистом, но замечательно – светлом пути!!!
В 1998 году Юлия Александровна Баскакова – преподаватель по классу флейты и артист оркестра приехала в наш город, поступила на работу в Музыкальную школу № 19 и сделала первый набор учащихся. С тех пор прошло 20 лет. Более 50 ребят закончили курс обучения и многие из них, не став профессиональными музыкантами, несут в своей жизни любовь к музыке и желание играть на своем инструменте.
Жизнь разбросала выпускников по разным городам и весям, но к юбилею многие приготовили видео поздравления, стихи собственного сочинения, интернет – приветствия. А выпускник 2005 года Иван Ильин принял участие в праздничном концерте лично.
В настоящее время в классе флейты обучаются 12 ребят. Они не только учатся играть, но и участвуют в конкурсах, концертах, внеклассных мероприятиях. Все годы существования класса ребята неоднократно становились победителями и лауреатами конкурсов. Самое последнее достижение – победа в международном конкурсе «Моя мелодия» ансамбля «Свирельки» в составе: Л. Иванова, Д. Селезнева и А, Амамбаева.
Многие ребята выступили с концертными номерами: соло и в составе ансамбля. Особые слова благодарности были сказаны концертмейстерам С.С. Мухутдиновой и Н.А. Ильиной.
В концерте прозвучало стихотворение выпускницы О. Кобзевой, фрагментом из которого хочется закончить эту статью:
«Весь мир пропитан музыкой волшебной,
Мелодией сплошного совершенства,
А флейта, в бесконечности вселенной –
Стрела, пронзающая сердце.»
День рождения – это повод для теплых слов, подарков и сюрпризов. Без всех этих атрибутов не обошлось и на юбилейном мероприятии. Сюрпризом для всех присутствующих стал большой юбилейный торт, которого хватило на всех гостей.
29 ноября в зале музыкальной школы № 19 состоялся традиционный школьный конкурс флейтистов «Я умею играть на флейте». В этом году он назывался «Любимые мелодии кино» и был приурочен к Году российского кино.
В конкурсе приняли участие учащиеся класса флейты преподавателя Баскаковой Ю.А. Ребята исполняли популярные мелодии из отечественных и зарубежных кино и мультфильмов композиторов: Е.Крылатова, А.Рыбникова, М.Дунаевского, Г.Гладкова, М.Леграна, К. Бадельта и др. Главными критериями каждого выступления были: чистота звучания, артистизм учащихся, полнота раскрытия художественного образа. Все участники делились на три категории: начинающие, юниоры и полупрофессионалы. Помогали ребятам концертмейстеры класса флейты: Н.А. Ильина и С.С. Мухутдинова.
Победителей определяло компетентное жюри, в состав которого вошли: директор МБУ ДО «МШ №19» Кинева Л.С., завуч –Гаврилова О.Ю. и выпускники прошлых лет: Лаптева Арина и Пастушенко Арина. Зрители не остались в стороне: родители и друзья конкурсантов путем голосования выбрали лучшего исполнителя на приз зрительских симпатий.
Мнения жюри и зрителей были едины. Победителями в своих категориях стали: Малиневская Маргарита, Пастушенко Анна, Околелова Елизавета.
А приз зрительских симпатий получили Пастушенко Анна и Околелова Лиза.
Их выступления были самыми яркими и запоминающимися.
Все остальные участники конкурса тоже получили призовые места, всем участникам были вручены грамоты и сладкие призы.
Этот конкурс стал ярким событием в жизни музыкальной школы № 19 и праздником для всех ценителей флейты.
Начало осенних каникул по традиции знаменуется праздником посвящения учащихся первого класса в музыканты. Именно такой праздник состоялся в Музыкальной школе № 19.
Юных музыкантов пришли поздравить не только родители, бабушки и дедушки, но и сказочные персонажи. Злючка-закорючка задавала детям сложные вопросы о музыке, пытаясь запутать и вообще сорвать праздник. Но эрудиция первоклассников нарушила все ее планы.
Было много музыки, учащиеся первого класса показывали свое мастерство владения музыкальными инструментами, полученными знаниями, принимали поздравления. А поздравили виновников торжества старшеклассники, преподаватели, директор школы, которая зачитала содержание волшебного свитка, куда были занесены фамилии всех первоклассников. Ребята дали торжественное обещание в таком же составе присутствовать на выпускном вечере через несколько лет.
О. Гаврилова, завуч
Каникулы – замечательная, удивительная пора, пора отдыха. Но отдыхать можно по-разному. Ребята нашей музыкальной школы № 19 решили на каникулах с музыкой не расставаться.
В концертном зале учащиеся класса флейты преподавателя Ю.А. Баскаковой собрались для проведения школьного конкурса «Я учусь играть на флейте». По условиям конкурса участники разделились на три возрастные группы: «Начинающие», «Юниоры», «Полупрофессионалы» и должны были исполнить мелодии детства.
Юлия Александровна рассказала историю возникновения каждого конкурсного номера. Присутствующие узнали, что по известной сказке Шарля Перро «Красная шапочка» в 1977 году был снят музыкальный фильм. Великолепная музыка А. Рыбникова на стихи Ю. Кима дала нам возможность услышать букет популярных и у детей, и у взрослых замечательных мелодий, а Летка-енка – первая модная западная мелодия, которую исполнил Георг Отс.
Как в любом конкурсе – игру участников оценивало компетентное жюри, в составе которого приятно было видеть выпускников-флейтистов прошлых лет: Пастушенко Арину, Колоколову Екатерину, Подковыркину Дарью, которые отметили игру Глеба Отяна, Дарьи Старковой, Анастасии Лищенко, Елизаветы Околеловой, Анны Пастушенко, Алисы Шомисовой, Дарины Саласиной, Арины Лаптевой.
Школьный конкурс «Я учусь играть на флейте» проходит уже второй раз и очень хочется, чтобы он стал традиционным.
«Перед нами – гении!»
Под таким названием уже 5 лет в Детской музыкальной школе № 19 проходят музыкальные гостиные, организованные лекторской просветительской группой «Лира».
Эти встречи направлены на привлечение внимания юных музыкантов, их преподавателей и родителей, друзей и знакомых к творчеству великих композиторов и исполнителей.
Целая серия встреч в музыкальной гостиной этого сезона посвящена жизни и творчеству великого русского композитора, дирижера, общественного деятеля Петра Ильича Чайковского. В 2015 году весь мир отмечает 175-летний юбилей со Дня его рождения. Этого музыканта знает и любит весь мир. Посетив с гастролями Америку, Чайковский в своё время был приятно удивлен популярности своей музыки за рубежом.
Его считают тонким психологом, мастером-симфонистом, музыкальным драматургом. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Он писал во всех жанрах, вплоть до церковных песнопений. Его перу принадлежат оперы: «Евгений Онегин», лирические сцены из романа А.С.Пушкина, историческая опера «Мазепа», сказочная опера «Черевички» по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Опера драма «Пиковая дама», лирическая одноактная опера «Иоланта» - жемчужины оперного искусства.
Каждый школьник может без труда назвать его балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица»! Музыкальные фрагменты из этих классических балетов сразу стали любимы в среде дворян и русской интеллигенции. Их и в наши дни исполняют в ансамблях и сольно, в концертных вариантах – профессионалы и в облегченных переложениях - любители. Его фортепианные концерты и пьесы входят в программу международных конкурсов.
В музыкальной гостиной, собравшей учащихся, преподавателей и родителей 20 и 25 ноября в концертном зале ДМШ звучали пьесы Чайковского из «Детского альбома», из фортепианного цикла «Времена года» в исполнении преподавателей Ю.А. Баскаковой, Н.А. Ильиной, С.С. Мухутдиновой. Высокий исполнительский уровень позволил слушателям почувствовать всё богатство и выразительность мелодики Чайковского, чуткость и проникновенность его интонаций. Его Ноктюрн до-диез минор исполнила сама ведущая.
Слушатели ещё раз убедились в том, что рояль- король инструментов! «Танец Феи Драже» звучал на нём так волшебно, будто и в самом деле играет необычный инструмент челеста, со своим хрустальным звуком от стеклянных пластиночек. Создать такой эффект смогли преподаватели по классу фортепиано Н.А.Ильина и Л.В.Дуванова, сыгравшие этот знаменитый фрагмент из балета «Щелкунчик».
Вокальная лирика была представлена романсом «Хотел бы в единое слово» на стихи Г.Гейне. Автор и ведущая А.А.Литвиненко предложила зрительскому вниманию исполнение лучшего мирового баритона М.Магомаева. Его эмоциональная, мужественная подача, высочайший профессионализм и артистизм вызвал такой шквал аплодисментов, как будто исполнитель был в зале, а не в записи на ЖК-телевизоре.
Для ребят было интересно узнать, что первое образование Чайковского было «юриспруденция» – он был выпускником знаменитого Императорского училища правоведения в Петербурге (это о них в студенческой среде сложилась смешная песенка «Чижик-пыжик, где ты был?»). И, все же, оставив должность в департаменте Министерства юстиции, он поступил в консерваторию, окончив её с Большой серебряной медалью. Оцените этот смелый шаг и самоотверженность! По окончании консерватории Чайковский был сразу же приглашен на должность профессора по классу композиции в Московскую консерваторию.
Его очень любили и уважали студенты и преподаватели за тактичность, вежливость, справедливость и твердость убеждений. За 13 лет преподавательской деятельности он воспитал целую плеяду композиторов с мировым именем: С.И.Танеев, С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин. Его образ мысли, методы и приёмы композиции повлияли на формирование стиля таких выдающихся композиторов как А. С.Аренский, А. К.Глазунов, Н.Я.Мясковский и И.Ф.Стравинский.
И ребятам, и взрослым было интересно узнать подлинные факты из личной жизни Чайковского, тем более что статьи в интернете носят подчас не только противоречивый, но зачастую прямо скандальный характер. В погоне за сенсационностью с 1990-х годов бестактно, цинично и недопустимо искажается облик этого человека. А ведь он с 14 лет, оставшись без матери, взял на себя заботу о четырехлетних братьях- близнецах! Помогал материально не только отцу, но и бывшей гувернантке-француженке, уехавшей на родину во Францию. Горячо поддерживал молодых талантливых композиторов, присутствуя лично на премьерах, давая положительные, умные и грамотные рецензии в прессе. Кстати, для меня самой его критические статьи, их содержание, их тон – мягкий, деликатный, вежливый, доброжелательный и при этом убедительный – стал величайшим примером!
Не возможно даже в рамках музыкальной гостиной охватить всё многообразие тем, отраженных в творчестве этого гения! Это и исторические события, и сказка, и воспевание природы, и лирические чувства, и конечно тема судьбы, рока, мытарства и переживания души. И все же ребята услышали фрагменты из многих произведений, не все из которых входят в программу обучения: главная партия увертюры - фантазии «Ромео и Джульетта», 4 и 6 «Патетической» симфоний. Удалось проследить линию развития тем, идей, методов и композиторских приёмов. С большим интересом и дети, и взрослые смотрели фрагменты фильма- оперы «Евгений Онегин», балетов «Лебединое озеро» с М.Плисецкой в главной роли и «Щелкунчик» в постановке Ж.Баланчина (Нью-Йорк).
Участники музыкальной гостиной получили добрые советы, в каком именно исполнении и постановке стоит первый раз посмотреть ту или иную оперу, тот или иной балет. Поэтому, для первого знакомства с оперой или балетом я рекомендую фильмы-оперы и фильмы-балеты, которые сняты ещё в 1950-х годах – не удивляйтесь, дорогие читатели! Это фильмы – шедевры, они сами – произведения искусства!
Открывала и закрывала гостиную тема 1 фортепианного концерта – эта живая, полная энергии и надежды потрясающая музыка, ставшая символом Международного конкурса пианистов имени Чайковского в Москве. Зрители уходили переполненные восхищением и благодарностью этому великому человеку, гордостью за то, что мы - его соотечественники! А я - автор и ведущая музыкальной гостиной в очередной раз подумала, что именно в наше время, когда многие в одиночку проводят время у телевизоров и компьютеров, очень важно – слушать музыку вместе, сопереживать вместе, проживать её вместе! Музыка Чайковского – такая родная, понятная, волнующая – это наше богатство! Перед нами - гений!
А.А.Литвиненко,
музыковед – преподаватель,
руководитель лекторской группы «Лира».
14 марта в концертном зале Детской музыкальной школы №19 прошёл городской конкурс пианистов «Созвучие». В этом году своё мастерство игры на фортепиано показали 23 учащихся фортепианного отделения двух детских музыкальных школ и школы искусств городского округа.
Конкурсная программа включала два произведения, одно из которых исполнялось участниками по выбору, а второе было обязательным. Волнующихся конкурсантов оценивало жюри из числа специалистов управления культуры и преподавателей музыкальных школ: Трембач Н. С., Гавриловой О. Ю., Красовской Л. А., Щетининой Л. Н., Рейнагрдт Н. С., Чевга И. М.
Открыла конкурс неоднократная победительница зональных, областных и всероссийских конкурсов воспитанница Л. Красовской Ангелина Галковская. В числе участников данного конкурса девочка, подающая большие надежды, не значилась, зато своей игрой она дала определённый настрой своим товарищам. Далее начались выступления самых юных участников. Кстати, в младшей возрастной группе (1-3 классы музыкальной школы) выступило наибольшее число ребят. По окончании всех конкурсных выступлений почётными грамотами управления культуры были отмечены (в порядке занятых мест): Вальц Елизавета, Сорокина Мария и Соловых Ангелина. В средней возрастной группе выступили всего пять конкурсантов, двое из них были удостоены призовых мест - Никитина Варвара (Детская школа искусств №56), занявшая первое место, и Завьялова Анна, удостоившаяся второго. В старшей возрастной группе (6-7 классы музыкальной школы) было также определено три победителя (в порядке занятых мест): Макаренко Екатерина, Кусина Елена, Данченко Арина. Победителем конкурса и обладателем Гран-при стал воспитанник преподавателя Л. В. Дувановой из ДМШ №19 Пряжкин Максим. Максим исполнил прелюдию И. С. Баха и этюд Н. Лёва. Что примечательно, Максим второй раз становится победителем этого конкурса: первая победа была всего два года назад. Победитель будет награждён 25 марта, в День работника культуры, на торжественном приёме главы города в ДК «Центральный». Его ожидают денежный грант главы и специальный приз конкурса.
Славься, Отечество наше свободное…
Славься страна – мы гордимся тобой!
В глазах взрослых стояли слёзы, глаза ребят сияли как лучики, в них искрилась радость и гордость – в зале ДМШ № 19 дружным хором пели гимн России от первого до последнего куплета! Пели все: и учащиеся музыкальной школы, и преподаватели, и гости – студенты Политехнического колледжа, и их руководители.
В рамках проекта «Внедрение инновационных технологий в музыкальной школе», отмеченного серебряной медалью Всероссийского конкурса «Учитель, перед именем твоим…» состоялась очередная музыкальная гостиная, которую организаторы – преподаватели теоретических дисциплин – в преддверии Дня конституции решили посвятить истории Российского гимна.
Как важно и нужно именно сейчас, в наше непростое время, чтобы подрастающее поколение ценило и любило гимн своей страны! Да, время непростое: с одной стороны - много говорится о необходимости патриотического воспитания, с другой стороны - СМИ активно насаждают безвкусицу, безнравственность, пренебрежение ко всему национальному, пропагандируется универсальное бескультурье и такой музыкальный плюрализм, в котором молодым людям легко просто запутаться. Тогда и возникает подмена ценностных ориентиров.
9 декабря в зале ДМШ пели все, даже шаловливые мальчуганы. А три девчонки так и не решились подпевать. Было видно, как им неловко, они очень стеснялись и комплексовали, и не потому, что не знали слов своего родного гимна – текст организаторы заботливо вывели на экран ЖК-телевизора. Они живут в заблуждении, что петь ЭТО не «круто», возможно, что и петь вообще не стоящее занятие. Мобильный телефон многим заменил живое общение.
А ведь именно пение испокон веков является одним из самых объединяющих факторов. Спетое слово острее и эмоциональнее отзывается в сердце. Вот и решили организаторы мероприятия, посвященного Дню конституции, музыковеды О.Ю.Гаврилова и А.А.Литвиненко, завершить праздничную встречу исполнением Гимна Российской Федерации.
Накануне знаменательного дня 12 декабря преподаватели и учащиеся не просто собрались на концерт в музыкальной школе, ребятам теоретики-музыковеды рассказали об истории гимна России. Юные музыканты и студенты открыли для себя много интересных музыкальных произведений, являвшихся в разное время прообразом официального гимна нашего Отечества или исполнявших таковую функцию. Это духовные и светские виватные канты XVIII века, и знаменитый полонез Екатерининской эпохи «Гром победы раздавайся!», и «Марсельеза», и «Интернационал», и великая музыка А.Александрова на стихи С.Михалкова и Эль-Регистана.
Как торжественно звучал знаменитый хор «Славься» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)! Это старательно и вдохновенно выводили каждый свою партию участники старшего хора фортепианного отделения под управлением И.А.Земцовой (концертмейстер Л.Н. Щетинина). С каким вниманием и интересом слушала наша молодежь исполнение виватного канта петровских времен, спетого преподавателями Л.Г.Липовцевой, А.А.Литвиненко и О.Ю.Гавриловой! Это трехголосное торжественное (виватное) песнопение было написано по случаю победы русского войска над Шведами под Полтавой в 1721 г.
В этот день звучали произведения только в лучшем исполнении: запись Праздничного Московского хора Свято-Данилова мужского монастыря – мастеров акапельного пения, мужского хора Института певческой культуры «Валаам» п/у И.Ушакова, хор Белорусского экзархата, песни в исполнении Д.Хворостовского и М.Магомаева.
Очень важно, чтобы наши дети знали и ценили не только сами произведения, многие из которых являются шедеврами музыкального искусства, но и выдающиеся хоровые коллективы, величайших исполнителей – наших соотечественников. Авторы и ведущие проекта «История Российского гимна» акцентировали внимание не только на особенности звучания того или иного произведения, но и на манеру его исполнения, и на соответствующую и должную манеру поведения при восприятии гимна.
Эмоциональной кульминацией встречи стала песня В.Мурадели на ст.А.Соболева «Бухенвальдский набат». Эта песня никогда не была в претендентах на звание государственного гимна. Но она, в отличие от многих советских песен бодрого и маршевого характера, являет собой именно гимн с могучими интонациями воззвания. Это монументальный памятник в звуке, это пронзительное утверждение мужества, достоинства и невероятной силы духа - посвящение узникам фашистского концлагеря Бухенвальд. Эта песня исполнялась многими певцами в советское время, но ведущие выбрали запись М.Магомаева и детского хора Гостелерадио СССР под управлением В.Попова.
Мастерство М.Магомаева, как драматического актера, потрясло слушателей всех возрастов. Такое внятное донесение содержания, великолепная артикуляция – хороший пример, как нужно говорить о великих событиях, как выражать большое чувство. Этого так не хватает современной песенной культуре! Мы с вами свидетели того, что наши дети теряют потребность не только грамотно выражать свои мысли вслух, но и вообще утруждать речевой аппарат внятным говорением. Магомаев не только с полной самоотдачей пел, он скопировал дикторскую манеру великого Ю.Левитана, декламируя « Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте! Слушайте!....Берегите мир! Берегите мир!» Даже те из ребят, кто сидел свободно, опираясь на спинки кресел, вытянулись «в струну», как говорят музыканты, «обратились в слух», улыбка сошла с лиц, появилась серьезность, глубокое переживание сознание величия происходящего. Это дорогого стоит – такое душевное и духовное единение взрослых, подростков и детей, когда все начинают ощущать себя частью Общества!!!
Музыка воспитывает! Это бесспорно. Но воспитание подрастающего поколения нужно начинать с себя, со взрослых, с нас с вами, дорогие наши соотечественники, горожане!
Вместе с нами стояли почти 60 человек, они встали при первом звуке гимна Российской федерации на ст. С.Михалкова и муз А.Александрова. Юные музыканты ДМШ знакомы с академической манерой пения и поэтому их голоса, конечно, звучали смелее. Но и студенты, особенно, почему-то юноши, старались не отставать, широко открывали рот, старательно имитируя оперное пение, кто - шутя, а кто - всерьез. После первого куплета все подумали, что это конец мероприятия, но музыка продолжала звучать и с выражением удивления, все - же продолжили пение. Всем стало ясно, что петь придется все 3 куплета и как-то стало легко и просто, и все по-настоящему вдруг запели, и даже от души – уж петь, так петь! В конце гимна улыбались друг другу, как родные, будто сделали вместе какое-то трудное, но очень долгое, важное и, как оказалось, приятное дело. И были благодарны друг другу! Надо ли говорить о воспитании чувства патриотизма – ведь, собственно, это и было нашей основной целью!
Каждому из нас приходится бывать на официальных мероприятиях – это и праздничные приемы, и спортивные состязания, и т.д, и т.п. Надеемся, что проект «История Российского гимна» поможет научить молодежь, да и взрослых, с душевным подъемом, вдохновенно не только воспринимать звучание нашего гимна, но и с полной отдачей включить свой голос в хор поющих соотечественников!
Патриоты в нашей стране вырастут, если мы будем чаще с нашими детьми, не стыдясь, не считая это «глупым, ненужным занятием» петь наш гимн – весь, от начала до конца, гордо, с достоинством! Нужно только перестать попусту или заслуженно критиковать государство, чиновников, политиков. В России никогда не было времен, когда бы её жителей все устраивало. Мы живем с вами не «благодаря», а «вопреки». Давайте учиться ценить то дорогое и прекрасное, что мы имеем – Отечество! Давайте учиться его любить, не смотря ни на что, ценить права, знать и выполнять обязанности, данные Конституцией!
А.А.Литвиненко, преподаватель
теоретических дисциплин ДМШ № 19
Перед нами гении!
Так называется серия музыкальных гостиных, подготовленных детской лекторской группой «Лира».
Лекторская группа «Лира» существует в школе около 25 лет. В разные годы направление деятельности её менялось. В настоящее время работа группы сосредоточена на пропаганде музыкального искусства и формировании навыков публичного выступления учащихся.
С 2011 года «Лира» активно включилась в реализацию проекта «Новая школа». Одним из направлений проекта является разработка и проведение цикла бесед и музыкальных гостиных о великих музыкантах.
16 февраля в зале Детской музыкальной школы собрались ученики и преподаватели. Очередная музыкальная гостиная была посвящена творчеству великого венгерского композитора эпохи Романтизма Ференца Листа.
Личность этого человека настолько многогранна и глубока, что осветить все аспекты его музыкальной деятельности за раз невозможно! Автор и ведущая музыкальной гостиной – музыковед А.А.Литвиненко – такой цели и не преследовала. Но, собрав в концертном зале разновозрастную публику, мы представили вниманию такой интересный биографический материал, такие разножанровые и разнохарактерные произведения, что никто не остался равнодушным.
Слушатели узнали о том, что Ф.Лист родился в венгерской деревеньке Доборьян, с детства впитал народную песенно-танцевальныую культуру венгерских цыган, познакомился с лучшими образцами классической музыки. В итоге сложился свой неповторимый виртуозный стиль фортепианной игры и композиции. Ребята и взрослые были поражены ошеломляющей техникой и удивительной выразительностью его произведений. Маленьким музыкантам запомнились необычные поэтичные названия его произведений: «Грезы любви», «Утешения», « Шум леса», «Хоровод гномов». Юные музыканты, учащиеся 5-9 классов, открыли для себя необычайно чуткое отношение к музыкальному звуку, множество нюансов и эмоциональных состояний в произведениях Ф.Листа. Взрослые слушатели с богатым опытом оценили масштаб личности и дарования великого маэстро. С огромным удовольствием послушали они фрагменты симфонической поэмы «Пляски смерти», концертных этюдов повышенной сложности «Кампанелла» и «Вздох», Венгерской рапсодии № 2. Рапсодия прозвучала в исполнении великих русских пианистов разных времен: Сергея Рахманинова и Владимира Горовица. Открытиями для начинающих музыкантов и искушенных слушателей были разные исполнительские трактовки произведения великого маэстро! Сюрпризом для слушателей стала необычная виртуозная обработка Ф.Листа для фортепиано знаменитого романса А.Алябьева «Соловей».
Горячие аплодисменты звучали после исполнения концертной пьесы «Сонет Петрарки № 123», фрагмент которой сыграла на фортепиано сама ведущая.
Жизнь, наполненная печалями и радостями, скорбями и возвышенными чувствами, вдохновенным творчеством была долгой. Через глубокие душевные переживания и напряженную духовную работу Ф. Лист пришел к переоценке нравственных ценностей. В конце жизни он был принят в лоно католической церкви. Но даже приняв сан аббата, не оставил композиторской и педагогической деятельности.
От внимательного взора композитора не ускользнула ни одна из тем, которые в искусстве принято обозначать как «вечные». Оставив огромное творческое наследие, Ференц Лист, сквозь столетия, предлагает потомкам разделить интерес к окружающему миру, восторг, страдания, муки и радость бытия.
А. Литвиненко
Руководитель детской лекторской
группы «Лира»
ДМШ № 19
Юные музыканты детской музыкальной школы №19, осваивающие игру на фортепиано, Ангелина Галковская и Ярослав Крупоченко добились новых побед.
Ангелина, ученица второго класса ДМШ и гимназии №11, воспитанница преподавателя Л. А. Красовской, стала лауреатом первой степени на международном музыкальном фестивале-конкурсе, который проходил в городе Кемерово в номинации «Фортепиано». Одарённая девочка из Анжеро-Судженска исполняла на конкурсе два разнохарактерных произведения - «Стаккатто» Ф. Пуленка и «Сказочку» С. Прокофьева. Жюри отметило осмысленную и образную игру юной пианистки и красивый звук.
А одиннадцатилетнего гимназиста Ярослава Крупоченко в числе восьми самых талантливых сибирских юных пианистов пригласили на мастер-класс известного во всём мире русского виртуоза фортепиано, профессора Московской государственной консерватории имени Чайковского Аркадия Гавриловича Севидова. Севидов проводил занятия в рамках всероссийского передвижного арт-проекта своего молодого, но не менее знаменитого коллеги Дениса Мацуева (уроженца Иркутска) — музыкального открытого фестиваля «Crescendo». Мероприятия фестиваля проходили в органном зале Кемеровской областной филармонии. Я. Крупоченко, стипендиат губернаторского фонда «Юные дарования Кузбасса», лауреат многих — в том числе международных — конкурсов, занимался с Аркадием Гавриловичем, работая над пьесой И. С. Баха «Трёхголосая инвенция». По возвращению в родной город Ярослав Крупоченко был награждён областной медалью «Надежда Кузбасса». Этот одарённый пианист уже второй воспитанник педагога ДМШ №19 Людмилы Андреевны Красовской, который получает такую награду. Первой была Ксения Ильясова, лауреат московского и парижского конкурсов, выпускница Кемеровского музыкального училища, а ныне — студентка Московской музыкальной академии имени М. Маймонида.
А Ярослав Крупоченко и Ангелина Галковская после кемеровских мероприятий получили приглашение на конкурс, который пройдёт во Франции. Но их поездка, разумеется, может состояться только в том случае, если будут найдены денежные средства. Поэтому руководство ДМШ №19, музыкальный наставник ребят и родители пианистов надеются на помощь спонсоров, которыми, возможно, станут люди из числа читателей нашей газеты.
И. Шевченко
Источник: http://riopress.ru/
Наши таланты. С полной уверенностью можно сказать, что все дети талантливы, но стоит особенно подчеркнуть, что люди талантливыми не рождаются, а становятся в процессе жизни, грамотного воспитания. Если проследить биографию великих людей, то можно найти множество историй, когда они были вынуждены самостоятельно развивать свои способности, свой талант. Как сказал Экзюпери, что самое страшное в воспитании состоит в том, что «в каждом ребенке может быть убит Моцарт». Одним из ключевых направлений деятельности Детской музыкальной школы №19 и стоит выявление, развитие и поддержка талантов. Талант – это дар божий, который надо постараться сохранить и приумножить. И в каждом человеке есть своя "изюминка", свое неповторимое "Я".
По данным исследований, примерно пятая часть детей школьного возраста может быть отнесена к одарённым детям. Это нашло свое полное подтверждение в нашей школе. В прошлом учебном году 166 учащихся приняли участие в 11 конкурсах. Из них 19 – стали победителями. В этом году в 8 конкурсах выступили 72 ребенка, из которых 23 – победили. Получается, что каждый третий ребенок нашей школы может показать свои таланты. Судите сами: городской конкурс вокалистов «Молодой Анжеро- Судженск» - гран-при завоевала Прокофьева Юлия (преп. Романова И.П.), 2 место у Спивак Кати (преп. Липовцева Л.Г.).; городской конкурс «Играй, мой баян» - гран-при Петрова Анна (преп. Бойко И.В. , концертмейстер Дуванова Л.В.), 1 место – Чуринец Карина, Пастушенко Арина (преп. Баскакова Ю.А., концертмейстер Ильина Н.А.), Чанчикова Катя (преп. Подолякина О.А.), Дорохова вероника (преп. Полякова Л.Р.), 2 место – Гаврилов Егор (преп. Полуэктова Т.А.), 3 место у Лаптевой Арины (преп. Баскакова Ю.А., концертмейстер Ильина Н.А.), Емельянова Владимира (преп. Полякова Л.Р.); зональный конкурс пианистов в Тяжине – 1 место у Галковской Ангелины (преп. Красовская Л.А.). 2 место у Ситниковой Ольги (преп. Изотова В.В.); зональный конкурс исполнителей на народных инструментах в г. Мариинске – 2 место у Труханова Антона (преп. Батурина О.Е.), 3 место у Дороховой Вероники ( преп. Полякова Л.Р.).
Настоящим триумфальным закрытием конкурсного сезона стала победа (2 место) Крупоченко Ярослава (преп. Красовская Л.А.) на международном конкурсе детского творчества в городе Новосибирске «Сибирь зажигает звезды». От всей души поздравляю детей и преподавателей с победой, желаю дальнейших творческих успехов и исполнения намеченных планов.
Л.С. Кинева – директор ДМШ №19
5 декабря в концертном зале Детской музыкальной школы № 19 прошел городской фестиваль «Марш, марш вперед!». В нем приняли участие учащиеся и преподаватели детской музыкальной школы № 19 и детской школы искусств № 56. Были использованы различные формы музыкального творчества: исполнение соло, в составе фортепианного ансамбля, шумового оркестра и хореографической группы, выступление ребят в роли аккомпаниатора. Бой курантов в начале фестиваля сосредоточил внимание слушателей. Зазвучал «Выходной марш» И. Дунаевского в исполнении учащихся А. Дубровской и Э. Дегтевой, на сцене появилась хореографическая группа под управлением В. Корнеевой. «Шаг левой ногой, шаг правой ногой. Техника элементарная – ходьба». Слово МАРШ так и переводится с французского: ходьба, шествие. Марш шагает по дорогам истории с древних времен до наших дней, из века в век, по землям и странам. Крепче шаг – бодрее дух. Военный марш получил широкое распространение в армии и является одним из основных жанров военной музыки. В фестивале прозвучал целый ряд произведений, написанных в духе военных маршей. Одним из видов военного марша является кавалерийская рысь. Исполняется оркестром при торжественном марше конницы рысью на парадах и смотрах. Ребята исполнили музыку Д. Кабалевского «Кавалерийская» и мелодию знаменитой песни Н. Книппера «Полюшко-поле». Марши отличаются друг от друга не только по характеру музыки, но и по своему назначению. Есть марши торжественные, под которые не обязательно маршировать, во время их исполнения могут проходить различные церемонии. Бывают марши встречные, траурные, спортивные, марши - песни, марши - танцы, И каждый из этих разновидностей марша звучат в исполнении учащихся. Это: «Полька-галоп» А. Казелла, «Спортивный марш» М. Блантера, «Марш Черномора» М. Глинки и т.д. Жанр марша широко и разнообразно представлен в музыке симфонической, театральной, балетной. В маршевых ритмах написаны некоторые части крупных симфонических произведений, опер, ораторий. В ритме и характере марша сочинены многие песни и гимны, иногда романсы. Но марш – всегда марш, то есть, организованная ходьба под музыку. Пусть он отстает от модных соперников- танцев – он вполне заслуживает приз за выносливость и долголетие. Кроме исполнения музыкальных произведений, ведущая фестиваля Л.Н. Шетинина рассказала ребятам и родителям историю и особенности марша. Рассказ сопровождала слайдовая иллюстрация. Учащиеся и родители окунулись в атмосферу праздника.
Л. Щетинина
Преподаватель МОУ ДОД
«Детская музыкальная школа № 19»
Директор - не просто должность. Это образ жизни, ответственность, предусмотрительность, твердость и такт. На своих плечах держит он тяжелую махину под названием «школа», в которой учат, воспитывают, дают путевку в жизнь десяткам и сотням молодых граждан. Директор отдает школе все свои силы, ум, энергию, любовь. Мы с волнением и гордостью произносим имена тех людей, кто в разное время возглавлял корабль под названием «Детская музыкальная школа №19». Первым директором ДМШ №19 была Изабелла Севастьяновна Гранат, основательница и первый преподаватель школы. О судьбе этого человека мы уже рассказывали. Жизнь распорядилась так, что Изабелла Севастьяновна не только учила детей, но и свое любимое дело передала из рук в руки своим воспитанникам. Одним из ее учеников был приемный сын Александр Николаевич Гланц. Он получил два совершенно разных образования - экономическое и музыкальное в городе Ленинграде, затем приехал вслед за приемной матерью в Анжеро-Судженск и стал работать преподавателем фортепиано. Его директорство пришлось на военные годы. На плечи Александра Николаевича легла не только забота о сохранении контингента учащихся, но и о самом существовании школы. Здание школы было отдано под госпиталь и занятия пришлось перенести в дом к И.С. Гранат и А.Н. Гланцу Изо всех сил они старались поддержать учеников, в том числе и материально. В буквальном смысле им приходилось делиться куском хлеба. Эти кусочки ученики находили между листами нот, придя домой после урока. По состоянию здоровья Александр Николаевич вынужден был оставить работу с детьми и длительное время проработать на должности начальника планового отдела мясокомбината. После выхода на пенсию вновь вернулся к любимому делу, в музыкальную школу. Один из первых преподавателей, Александр Николаевич способствовал становлению школы. Его труд был отмечен благодарностями и грамотами. В предвоенные и военные годы школа интенсивно росла, увеличивалось количество преподавателей и учащихся. Обстоятельства сложились так, что директора менялись очень часто, почти ежегодно: О.А. Шостакова, Г.А. Леончик, А.Н. Гланц, Н.И. Жемчужина, Басалик Е.П., В. И.Мондрус, С.Г. Лысенко. В 1956 году школу возглавил Иннокентий Григорьевич Патрушев. Он закончил Томское музыкальное училище по классу баяна, но владел всеми инструментами, был музыкантом от Бога, композитором и дирижером. В годы войны участвовал в боях под Смоленском, в 1942 году получил тяжелое ранение, был комиссован. В конце 1943 года был направлен в образцово-показательный оркестр Карельского фронта. Демобилизован в 1946 году. Вернулся в Анжеро-Судженск, организовал эстрадный оркестр и был его руководителем до 1856 года, до того времени, когда ему было предложено возглавить музыкальную школу. Школа к тому времени переехала в новое здание, коллектив состоял из 8 преподавателей и 190 учеников. Стараниями нового директора был открыт класс скрипки, организованы ансамбль баянистов и оркестр русских народных инструментов учащихся. За участие в областном смотре музыкальных школ в начале 60-х годов оркестру был присужден диплом 1 степени. Была открыта вечерняя школа для взрослых. В 1961 году приказом областного управления культуры создано кустовое методическое объединение. Председателем северного куста стал И.Г. Патрушев. В школе были организованы взрослый и детский лектории, мобильные агитбригады из преподавателей. Коллектив выступал с концертами на шахтах в раскомандировочных, в клубе и в цехах машиностроительного завода, в общеобразовательных школах, на избирательных участках. Творческие коллективы школы регулярно участвовали и побеждали в областных конкурсах, были частыми гостями на телевидении. Благодаря активной работе по пропаганде музыкального искусства приток учащихся все увеличивался, были открыты 2 филиала. Многие выпускники школы продолжали профессиональное образование. Например, в 1969 году школа выпустила 37 человек, из них 16 поступили в музыкальные училища; в 1970 - из 53 выпускников 23 посвятили себя любимому искусству. Иннокентий Григорьевич всю свою жизнь отдал школе. Всегда он был человеком, на которого равнялись, которого уважали, авторитет которого был непререкаем. Безукоризненная дисциплина, высокое исполнительское и педагогическое мастерство, творческое горение - те черты руководителя, которые помогли сплотить коллектив преподавателей, создать творческую атмосферу. Добрейшей души человек с необыкновенным чувством такта, деликатностью, врожденной интеллигентностью - с ним было легко и приятно работать. Еще одна сторона дарования Иннокентия Григорьевича - его композиторская и дирижерская деятельность. Им написано много песен, сделано обработок народных мелодий. В 1972 году проходил телевизионный смотр творчества самодеятельных композиторов «Город песен». В этом смотре было исполнено 5 песен композитора И.Патрушева: «Девичья лирическая», «Сибирячка», «Анжеро-Судженск» и другие. Ученики И.Г. Патрушева стали достойной ему сменой. Среди них - В. Заложнов - концертирующий баянист, проживающий в Ницце, С. Остроухов - преподаватель Кемеровского государственного университета культуры и искусств, преподаватели школ города Т.Дерюжова, Н. Емец и многие другие. Продолжил династию музыкантов и племянник Иннокентия Григорьевича - Петр Иванович Патрушев, всю жизнь проработавший в школе хормейстером и преподавателем теоретических дисциплин. Несколько лет коллектив возглавляли Иван Антонович Козлитин и Владимир Алексеевич Услин. Быть директором -нелегко, вдвойне труднее работать в женском коллективе. Но эти люди с достоинством несли «свой крест», выполняли возложенные обязанности. С 1989 директором работает Любовь Сергеевна Кинева. Действующего директора неудобно хвалить. Можно лишь сказать, что ее заслуги отмечены целым рядом наград, благодарственных писем, поощрений. Среди них - знак «За отличную работу» Министерства культуры РФ, почетная грамота ВЦСПС, медаль «60 лет Кузбассу».
Сколько над миром дел
Вдаль унеслось беспечно...
Все в жизни имеет предел.
И только музыка вечна!
О. Гаврилова заместитель директора музыкальной школы №19
Без культуры человек перестает быть человеком. Важнейшая задача культуры – освоение и преумножение ценностей, созданных предыдущими поколениями. Центрами культуры в нашем маленьком городке стали музей, библиотеки, Дома культуры, музыкальные школы. В нынешнем году детская музыкальная школа №19 празднует свой 70-летний юбилей. Этому событию мы посвящаем ряд заметок об истории и людях нашей школы. Итак, обратимся к истокам. В 30-е годы город Анжеро-Судженск имел развитую сеть промышленных предприятий: шахты и 5 крупных предприятий союзного значения: трест «Анжероуголь», мясокомбинат, хлебокомбинат, лесокомбинат, кварцитовый рудник, развитую местную промышленность. Поэтому развитие культуры было актуальной задачей того времени. Существовал только Дом шахтера и Дом культуры имени Рабиновича (шахта Судженская - ныне Дворец культуры «Судженский»). Очередным этапом в развитии культуры города стало создание музыкальной школы, у истоков которой И.С. Гранат. Изабелла Севастьяновна Гранат родилась 31 марта 1886 года в городе Томске в семье машиниста томской железной дороги. Закончила Томскую гимназию и музыкальную школу по классу фортепиано. Часть своей жизни И.С. Гранат отдала работе в детских дошкольных учреждениях. В 1929 году на основе культпохода, объявленного VIII съездом ВЛКСМ и V партийной конференции она приезжает в Анжеро-Судженск и образует музыкальный кружок при ДК имени Рабиновича. Этот кружок быстро разросся и у Гранат появилась помощница – Мария Дмитриевна Попова. И.С. Гранат едет в Новосибирск, обращается в комитет по делам искусств с просьбой взять под свое крыло музыкальный кружок г. Анжеро-Судженска. Приезжает проверяющий, присматривается к юным музыкантам. Его впечатления отразились во фразе: «Ничтожная материальная база и горячий энтузиазм». Решено принять музыкальный кружок в систему комитета по делам искусств. 15 ноября 1938 года в трудовой книжке И.С. Гранат появляется запись: «Преподавательница музыкальной школы при Гороно». Эта дата является днем рождения музыкальной школы №19. Первое время в школе обучалось всего 30 ребят. О юных талантах писала газета «Борьба за уголь». Благодаря старой газетной заметке мы можем назвать имена первых учеников. Это Коля Березин, Рита Сизова, Люся Тузова, Броня Крыжановский. К началу Великой Отечественной войны школа разрослась: 113 учеников занимались у 6 преподавателей. Директор школы Гавриил Александрович Леончик уходит на фронт. Обязанности директора возлагаются на Александра Николаевича Гланца. Условия учебы были нелегкими: не хватало инструментов, ребята занимались рано утром или поздним вечером, во внеурочное время. Вот строки из приказа от 28 мая 1944 года: «Уволить преподавателя по классу баяна Бронислава Кржижановского по причине неисправности баянов и невозможности их отремонтировать. Класс баяна временно закрыть, учащимся предоставить академический отпуск». Тем не менее, ученики и педагоги много выступали с концертами в госпиталях перед раненными солдатами и офицерами. Послевоенные годы были тоже нелегкими. Мирная жизнь налаживалась постепенно. В 1952 году музыкальная школа получила новое двухэтажное здание. С августа 1956 года во главе музыкальной школы встал Иннокентий Григорьевич Патрушев, который проработал директором 20 лет, был преподавателем по классу баяна и духовых инструментов, многие годы руководил духовым оркестром и явился создателем ансамбля баянистов. Поколения учеников меняются, но ансамбль существует до сих пор. В 1962 году в школе был открыт класс домры и создан оркестр русских народных инструментов учащихся. Несколько лет спустя по инициативе преподавателя по классу баяна Николая Макаровича Юрченко был создан педагогический оркестр русских народных инструментов. С 1972 в школе существует ансамбль аккордеонистов. Многие годы им руководит Татьяна Андреевна Полуэктова. В середине 80-х в школе открыт класс гитары, у истоков которого стоял Игорь Николаевич Небоженко. Самый молодой класс – класс эстрадного вокала – работает с 2002 года. На сегодняшний день школа представляет собой большой, дружный коллектив, состоящий из 250 учащихся, 28 преподавателей, 8 технических исполнителей. В школе работают 7 классов: фортепиано, аккордеона, баяна, домры, гитары, флейты, эстрадного вокала. Большая часть преподавателей в разные годы закончили ДМШ №19. Коллектив славен добрыми традициями, которые бережно хранятся и преумножаются. В школе учатся победители различных конкурсов и олимпиад, самые одаренные выпускники продолжают учиться любимой профессии в специальных учебных заведениях. Наши выпускники работают по всей России и за ее пределами. 70 лет – славная дата. Но жизнь продолжается, и новые поколения учеников и преподавателей впишут в историю свои строки.